Рынок автомобильных грузоперевозок России стремительно растет год от года. Только по итогам 2019 года он увеличился более чем на 5%. Однако, ряд законодательных инициатив Министерства транспорта РФ, которые планируется ввести уже в наступившем 2020 году, вызывают серьезную тревогу среди грузоперевозчиков. Большинство экспертов и логистических компаний считают нововведения чрезмерно жесткими и нецелесообразными в текущих экономических условиях. Итак, что ждет грузоперевозки в новом, 2020 году?
Увеличение количества автоматических постов
Пожалуй, самой достоверной новостью, касающейся изменений в сфере грузоперевозок в 2020 году, является увеличение числа автоматических постов, в соответствии с разработанным ранее национальным проектом. Как ожидается, в течение ближайших месяцев на региональных дорогах появится как минимум 50 новых «рамок», в то время как федеральные трассы получат сразу 10 постов.
Настолько неравномерное распределение «рамок» законодатель объясняет тем, что их размещение на федеральных трассах зависит от того, увенчается ли успехом поиск концессионера АСВГК, который возьмет на себя обязательства по разворачиванию системы. В том случае, если концессионное соглашение так и не будет заключено, то в 2020 году не появятся даже заявленные СМИ 10 постов.
Напомним, что если речь идет о региональных дорогах, то каждый субъект РФ вправе самостоятельно выбирать исполнителя государственного заказа на установку автоматических весов. В случае же с федеральными трассами концессионера выбирает единый оператор.
Первоначальный вариант проекта концессионного соглашения был разработан еще в конце 2018 года. Документ составлялся под «РТ-Инвест Транспортные Системы» - оператора «Платона». Однако, позднее заявку на заключение госзаказа также подала компания «Ростелеком».
Не так давно Министерство транспорта РФ заявило о своей готовности провести в 2020 году новый конкурс, итоги которого будут объявлены еще до начала лета. Из-за того, что исполнитель не выбран, а концессионное соглашение до сих пор не заключено, в 2019 году новые рамки практически не устанавливались на федеральных трассах.
Между тем, в регионах разворачивание системы весового контроля идет полным ходом. Так по итогам 2019 года на дорогах, принадлежащих субъектам, было установлено более 90 «рамок», а согласно планам на 2020 год их число будет увеличено еще на 50 единиц.
Штрафы за перегруз
Еще одним непопулярным нововведением наступившего года станет увеличение штрафов за перегруз. В попытке «подсластить пилюлю» законодатель обещает сделать размер штрафов одинаковым для всех владельцев грузовиков:
-
100 тысяч рублей - превышение предельно допустимых параметров на 2-10%;
-
250 тысяч рублей – превышение на 10-20%;
-
350 тысяч рублей - в случае перегруза на 20-50% от разрешённой нормы;
-
400 тысяч рублей – при перегрузе более, чем на 50%.
Как ожидается, более чем суровое административное наказание будет налагаться только на владельцев грузовиков.
Однако, в настоящее время достоверной информации о том, что новые штрафы начнут применяться именно в 2020 году, нет. Некоторые эксперты считают, что их принятие будет отложено до вступления в силу нового КоАП, которое запланировано на 1 января 2021 года.
Данная точка зрения вполне похожа на правду, так как законопроект о повышении штрафов за перегруз уже был рассмотрен и принят в первом чтении осенью 2019 года, после чего работа над документом была временно приостановлена. Кроме того, напомним, что Дмитрий Медведев временно «заморозил» любые изменения в КоАП, оставив их для нового Кодекса.
Но с другой стороны, введение в действие единых штрафов планировалось в целях исполнения решения Конституционного суда. Поэтому существует большая доля вероятности, что законодатель будет вынужден принять их еще в текущем году.
Весовой контроль будет ужесточен
В середине осени 2019 года Минтранс официально сообщил о подготовке передачи весогабаритного контроля на федеральных трассах в ведение Ространснадзора. С этой целью Министерством транспорта был подготовлен соответствующий законопроект, который был представлен на рассмотрение правительства в начале зимы.
Примечательно, что Ространснадзор уже успел зарекомендовать себя в качестве достаточно жесткого и непримиримого борца с нарушителями системы «Платон», сумевшего в разы повысить собираемость штрафов за неоплату проезда практически. Вполне ожидаемо, что в случае с системой весогабаритного контроля ситуация повторится и служба серьезно «закрутит гайки» недобросовестным грузоперевозчикам.
Однако, как стало недавно известно, Минэкономразвития порекомендовал Минтрансу не торопиться с продвижением данного законопроекта и оставить его до вступления в силу новой редакции КоАП.
Подорожание специальных разрешений на движение тяжеловесных транспортных средств
Несмотря на серьезные опасения со стороны грузоперевозчиков, нововведение, связанное с увеличением стоимости получения специальных разрешений на движение тяжеловесных грузовиков в 2020 году, также находится под большим вопросом.
Напомним, что на сегодняшний день для расчета размера возмещения вреда, нанесенный тяжеловесным транспортом дорогам общего польза, используются понижающие коэффициенты:
-
0,6% - для автомобилей, чья масса превышает предельно допустимую на 10-50%;
-
0,2% - в случае превышения на 5-10%;
-
0,016% - при превышении не более чем на 5%.
Однако, официально срок действия понижающих коэффициентов закончился 31 января 2020 года. Это значит, что уже с 1 февраля стоимость специального разрешения должна рассчитываться без каких-либо поблажек.
К слову сказать, ранее законодатель уже дважды продлял действие понижающих коэффициентов. Первый раз это произошло 31 января 2018, тогда их продлили ровно на год, а в 2019 вновь пролонгировали срок уже до 31 января 2020 года.
Введение тахографического контроля
Изменения затронут и тахографический контроль. Так с 1 ноября 2019 года начало действовать положение, в соответствии с которым, лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильного транспорта весом от 3,5 тонн, и получающие доход на грузоперевозках, обязаны оборудовать его тахографами. Однако, из-за большого числа недовольных законодателем было принято решение об отсрочке исполнения данной обязанности.
Как ожидается, предоставленная ранее отсрочка перестанет действовать уже в 2020 году. А это значит, что:
-
К началу весны владельцы грузовиков, чей экологический класс не был определен по различным причинам, должны будут приобрести и установить тахографы;
-
С наступлением лета обязанность распространится на владельцев автомобилей с двигателем Евро-3 и ниже;
-
К осени – приобрести тахограф будут должны собственники грузового транспорта с двигателями класса Евро-4 и выше.
Кроме того, к зиме 2020 года установить тахографы будут должны владельцы автомобильного транспорта массой от 3,5 до 12 тонн, чей экологический класс не был установлен по объективным причинам.
Экспедиторы и перевозчики смогут страховать свою ответственность
Как ожидается, в 2020 году будет рассмотрен и принят законопроект, в соответствии с которым экспедиторы и грузоперевозчики смогут официально страховать риск ответственности за нарушение условий договора. В конце 2019 года проект документа успешно прошел первое чтение, поэтому существует шанс, что в наступившем году он все же будет принят окончательно.
Необходимость в принятии данного закона обусловлена тем фактом, что в настоящее время экспедиторы и грузоперевозчики также страхуют собственную ответственность, однако, при наступлении страхового случая недобросовестные страховщики отказывают в выплатах, на том основании, что российским законодательством данный вид страхования не предусмотрен. Что при этом происходит с грузоперевозками, и какие убытки несут компании, мало кого волнует.
Новые грузовики подорожают
Многие экономисты сходятся во мнении, что в 2020 году произойдет серьезное повышение цен на грузовой транспорт. Это связано с повышением ставки утилизационного сбора. В частности, ставка для грузовиков весом от 12 до 20 тонн вырастет сразу на 66,8 %. Правительство пообещало компенсировать часть расходов автопроизводителям, однако, рассчитывать на серьезные объемы государственной поддержки не стоит, что означает неизбежное повышение рыночных цен на новые тягачи.